Array
 

Проект в ДОУ

Внимание, откроется в новом окне. Печать

Детский сад – семья: аспекты взаимодействия ДОУ с семьями,

в которых воспитанием ребенка занимается один родитель.

(реализация в условиях ДОУ проекта

«Интерактивные формы взаимодействия ДОУ

и семей с одним родителем, оказавшимися в ТЖС»)

Сергеева Н.В., заведующий МАДОУ № 42

Семья – уникальный первичный социум, дающий ребенку ощущение психологической защищенности, эмоционального «тыла», поддержку. Семья - это ещё и источник общественного опыта. Здесь ребёнок находит примеры для подражания, здесь происходит его социальное рождение. В последнее время наблюдается взаимоотчуждение детей и родителей, разрыв теплых эмоциональных связей между старшим и подрастающим поколением. Особенно это характерно для неполных семей, в контексте которых рассматриваются такие проблемы как воспитание ребенка одним родителем, проявление социального кризиса семьи, увеличение роста разводов, депопуляция моральных устоев семьи.

Изменившаяся современная семья заставляют педагогов искать новые формы взаимодействия, уйдя при этом от заорганизованности и скучных шаблонов, не поощрять, принятие родителями позиции потребителя образовательных услуг, а помочь им социально адаптироваться в сложившейся ситуации и стать ребенку авторитетным наставником.

Чтобы реализовать принцип партнерства, учитывая  социальное положение такой семьи, требуется определенная, нестандартная форма организации общения педагогов и родителей. Поэтому коллектив детского сада  отдал предпочтение наиболее интересной и продуктивной форме сотрудничества, которая позволяет вовлечь родителей в процесс познания собственного ребенка, так и получения ими определенных знаний, повышающих их юридическую грамотность, социальную адаптивность.

Особенность данной формы заключается в том, что педагогическое общение осуществляется не только в традиционной форме общения, но и посредством сети Интернет через электронную почту, телефон, на форуме официального сайта детского сада.

Итак, обратимся к толкованию слова «интерактив». Данное слово пришло к нам из английского языка от слова «interact», где «inter» - это взаимный, «act» - действовать.

Интерактивный означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (например, человеком).

Отсюда, интерактивные формы взаимодействия - это, прежде всего, диалог, в ходе которого осуществляется взаимодействие между педагогом и родителем.

Почему выбрали именно эту форму взаимодействия? Да потому, что

- это специальная форма организации, с комфортными условиями взаимодействия, при которых родитель чувствует свою успешность, социальную состоятельность;

- диалоговое общение ведет к взаимодействию, взаимопониманию, к совместному принятию наиболее общих, но значимых для каждого участника задач;

- формируется умение рассуждать, решать противоречивые проблемы на основе анализа услышанной информации и обстоятельств.

Имея некоторый опыт работы с семьями воспитанников, в детском саду образовалась группа единомышленников, которым интересно включение семьи как партнера и активного субъекта не только  в образовательную среду детского сада, но и в жизнь социума. К тому же ДОУ – первый социальный институт, который более тесно взаимодействует с семьей, и именно детский сад имеет возможность первым увидеть определенные проблемы семьи. Так в ДОУ выявлено 11 семьей с одним родителем (7%). При более детальном знакомстве с ними мы поняли, что им (в разной степени) необходима определенная помощь, поддержка. В ноябре у педагогического коллектива родилась идея внедрить в работу ДОУ проект, помогающий семьям с одним родителем, преодолеть неуверенность, страх перед завтрашним днем, вооружить их определенными знаниями, умениями, навыками. Наименование данного проекта «Интерактивные формы взаимодействия ДОУ и семей с одним родителем, оказавшимися в ТЖС».

Для работы в рамках проекта интерактивного взаимодействия в МАДОУ № 42 сформированы четыре группы специалистов, с определением между ними следующих функции:

1. Педагогическая группа организует:

- педагогические консультации специалистов дошкольного учреждения: воспитателя, инструктора по физической культуре, музыкального руководителя, старшей медицинской сестры;

- просмотр родителями различных форм образовательно-воспитательной деятельности детей с последующим их обсуждением.

2. Психологическая группа ответственна:

- за проведение консультаций педагогом-психологом, социальным педагогом, учителем-логопедом,;

- формирование навыков социальной адаптации, решения сложившихся ситуаций.

3. Методическая группа проводит обучение педагогов по работе с семьей, в которой воспитание ребенка ведется одним родителем, разрабатывает методические пособия и программы занятий по эффективным формам поведения педагогов в общении с родителями.

4. Группа взаимодействия ответственна:

- за оказание информационной поддержки родителям посредством рассылки писем по электронной почте, ответов в режиме форума на сайте детского сада (сообщение о полезных интернет-рессурсах, мероприятиях по поддержке семей, попавших в ТЖС);

- объединение специалистов для проведения совместного консультирования по запросам родителей.

Проект интерактивного взаимодействия с семьями, в которых воспитанием ребенка занимается один родитель, реализуется в режиме клуба детско-родительских отношений «Единение», созданном при МАДОУ № 42, в состав которого входят семьи воспитанников детского сада.

Совместная деятельность в рамках проекта интерактивного взаимодействия реализуется в трех направлениях.

Первое направление предназначено для обучения родителей, которые желают повысить личную педагогическую компетентность в сфере дошкольного образования. С этой целью подобран цикл занятий по образовательной программе ДОУ, изучив который родители могут понять особенности обучения и воспитания ребенка дошкольного возраста.

Для освоения родителями приемов и методов педагогического развивающего обучения специалисты детского сада проводят мастер-классы и консультации, рекомендуют к изучению педагогическую и методическую литературу.

Задача второго направления – эмоциональное сближение ребенка и родителя в сложившейся жизненной ситуации. Курс способствует повышению активности родителя в его стремлении корректировать свои действия в той или иной ситуации. В данный курс входит оказание психологической помощи семье, в которой ребенок воспитывается одним родителем. Для этого проводятся тренинги, цель которых – избавить родителей от «ложного» чувства несостоятельности, повышенной тревожности, оказать эмоциональную поддержку, предоставить возможность общения и обмена опыта с другими родителями.

Во время тренинга родителю и ребенку предлагается игровая ситуация, за развитием которой наблюдает педагог-психолог. Затем он обсуждает ситуацию с родителем, детально разбирает его поведение и общение с ребенком в ходе игры, дает практические советы и рекомендации.

Благодаря такому взаимодействию в рамках данного курса у родителей снижается психоэмоциональное напряжение, формируется позитивный образ будущего дня для ребенка и всей семьи. Родители обучаются адекватным и эффективным формам поведения в различных социальных ситуациях.

Третье направление предполагает информационную и консультативную поддержку посредством сети Интернет через информирование  родителей о работе государственных и общественных  организаций, занимающихся проблемами детства, семей, попавших в ТЖС, взаимодействии с данными организациями, а также консультирование родителей по их запросам.

Реализация проекта интерактивного взаимодействия между семьями, в которых воспитанием ребенка осуществляет один родитель и ДОУ, начата сравнительно недавно, но коллектив МАДОУ уже получил первые результаты - это

- в рамках встреч клуба «Единение» между участниками происходит обмен опытом семейного воспитания в условиях неполной семьи;

- участники проекта учатся вырабатывать собственное мнение, умению его выразить, дать оценку, но и, услышав доказательные аргументы, отказаться от своей точки зрения или существенно изменить ее;

- у родителей формируются умения, навыки действия в социуме;

- происходит изменение психологического настроя участников, посещающих занятия.

 

Исходя из полученных результатов, участники проекта (педагоги) отметили процесс фасилитации (от англ. facilitate — помогать, облегчать, способствовать), т.е. родителям оказана помощь в процессе обмена информацией. Отсюда получены следующие результаты деятельности педагогов, участвующих в работе клуба:

– поддержка активности участников;

– соединение теории и практики;

– взаимообогащение опыта участников;

– облегчение восприятия, усвоения, взаимопонимания участников.

Какова же практическая ценность данного проекта?

Оригинальность, инновационность интерактивного взаимодействия заключается в возможности организовать многоуровневую работу с семьями,  в которых воспитанием ребенка занимается один родитель, поддерживать долгосрочные отношения между специалистами детского сада между участниками проекта, сочетать индивидуальные и групповые формы работы с неполными семьями, к тому же каждый участник обогащает свои познания и растет профессионально.

Предполагаемые перспективные результаты в реализации проекта в дальнейшем:

- Дать родителю «почувствовать себя человеком».

- Повышение у родителей чувство собственной компетентности.

- Преодоление состояния кризиса у родителей.

- Возможность перестать чувствовать свою особость и изолированность.

- Трансформирование  модели построения личностного поведения в социуме: «Прежде чем я стану счастливой мамой, я хочу стать счастливым человеком, счастливой женщиной. Счастливым же человеком является тот, кто «стоит на собственных ногах», отвечает за себя сам!» а соответственно он может многое.

На наш взгляд, эти изменения очень символичны и значимы в жизни любой семьи. Можно сказать, что изменившись таким образом, мама изменит свой личностный статус. А значит, в нашем городе добра и благополучия станет больше счастливых семей.

 

 

Пользователи : 1
Статьи : 214
Просмотры материалов : 54098
 
 
 
 

Joomla Templates by Joomla51.com